Страницы

15.6.25

Сравнительный анализ целей и задач вооруженных сил в странах НАТО и Украине

Аудиопересказ, сгенерированный Gemini:
"Армия: на страже государства или граждан? Законы под прицелом"

 

Запрос для AI-исследования: Анализ законодательных формулировок целей и задач вооруженных сил в странах НАТО

1. Цель исследования:

Провести сравнительный анализ законодательных формулировок целей и задач вооруженных сил (ВС) в выбранных государствах-членах НАТО и Украине с целью определения, насколько часто и в какой форме в их профильных законах и конституциях декларируется защита граждан и их собственности как прямая (эксплицитная) цель деятельности ВС, по сравнению с защитой государственного суверенитета, территориальной целостности, независимости, конституционного строя и других государственных интересов.

2. Гипотеза для проверки:

Защита граждан и их собственности, как правило, не является прямо декларируемой целью вооруженных сил в профильных законах и конституциях стран НАТО и Украины, а скорее подразумевается как положительная экстерналия или как средство достижения других, более глобальных государственных целей (суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй).

3. Перечень государств для анализа (страны НАТО и Украина):

  • Украина: Конституция Украины (Раздел V, Статья 17)1
  • США: Конституция США (Статья I, Раздел 8, пункты 11-16; Статья II, Раздел 2, пункт 1), Закон о национальной безопасности 1947 года.
  • Германия: Основной закон Федеративной Республики Германия (Конституция, Статья 87a, Статья 20).
  • Франция: Конституция Французской Республики (Статья 15).
  • Канада: Закон о национальной обороне (National Defence Act).
  • Польша: Конституция Республики Польша (Статья 26).
  • Турция: Конституция Турецкой Республики (Статья 117).
  • Великобритания: Акты о вооруженных силах (Armed Forces Acts).

4. Методология исследования:

  • Поиск и извлечение: Для каждого указанного государства найти и точно извлечь (цитировать) все релевантные статьи конституции или положения профильных законов, которые определяют цели, задачи, функции или предназначение вооруженных сил.
  • Классификация целей: Каждое извлеченное положение классифицировать по следующим категориям:
    • Прямая защита граждан/населения: (да/нет, с цитатой)
    • Прямая защита собственности граждан/частной собственности: (да/нет, с цитатой)
    • Защита суверенитета: (да/нет, с цитатой)
    • Защита территориальной целостности/территории: (да/нет, с цитатой)
    • Защита независимости: (да/нет, с цитатой)
    • Защита конституционного строя/конституции/демократии/свободы: (да/нет, с цитатой)
    • Другие декларируемые цели: (указать, с цитатой)
  • Сравнительный анализ: Провести сравнительный анализ полученных классификаций по всем странам.
  • Формирование вывода: На основе агрегированных данных и сравнительного анализа сделать четкий вывод о подтверждении или опровержении исходной гипотезы.

5. Ожидаемый формат результата:

  • Таблица: Сводная таблица с колонками: "Страна", "Законодательный акт (Статья/Раздел)", "Извлеченная формулировка цели/задачи ВС", и столбцами классификации (Прямая защита граждан, Прямая защита собственности, Защита суверенитета, Защита территории, Защита независимости, Защита конституционного строя/демократии/свободы, Другие цели) с отметками "Да/Нет" и ссылками на цитаты.
  • Аналитический отчет: Краткий текстовый отчет (500-800 слов), обобщающий результаты, выявляющий общие тенденции и различия, и дающий окончательный вывод по проверке гипотезы. Отчет должен быть написан в нейтральном, объективном тоне.

---------------------------------------------------------------


Grok3

 Ключевые моменты

  • Исследование показывает, что защита граждан и их собственности обычно не указана напрямую в законах и конституциях стран НАТО и Украины как цель вооруженных сил.
  • Скорее, это подразумевается как следствие более широких целей, таких как защита суверенитета и территориальной целостности.
  • Данные подтверждают гипотезу, что защита граждан и собственности является косвенным результатом, а не явной задачей.

Анализ законодательных формулировок целей и задач вооруженных сил в странах НАТО и Украине


Введение

Данное исследование проводит сравнительный анализ законодательных формулировок целей и задач вооруженных сил (ВС) в выбранных государствах-членах НАТО (США, Германия, Франция, Канада, Польша, Турция, Великобритания) и Украине. Цель — определить, насколько часто и в какой форме в их профильных законах и конституциях декларируется защита граждан и их собственности как прямая (эксплицитная) цель деятельности ВС по сравнению с защитой государственного суверенитета, территориальной целостности, независимости, конституционного строя и других государственных интересов. Гипотеза предполагает, что защита граждан и их собственности, как правило, не является прямо декларируемой целью, а подразумевается как положительная экстерналия или средство достижения более глобальных государственных целей.  

Методология

Для каждого государства были найдены и извлечены релевантные статьи конституций или положения профильных законов, определяющие цели, задачи, функции или предназначение ВС. Извлеченные положения классифицировались по следующим категориям: 

  • Прямая защита граждан/населения: да/нет, с цитатой.
  • Прямая защита собственности граждан/частной собственности: да/нет, с цитатой.
  • Защита суверенитета: да/нет, с цитатой.
  • Защита территориальной целостности/территории: да/нет, с цитатой.
  • Защита независимости: да/нет, с цитатой.
  • Защита конституционного строя/конституции/демократии/свободы: да/нет, с цитатой.
  • Другие декларируемые цели: указать, с цитатой.


Затем был проведен сравнительный анализ, и на основе данных сделан вывод о подтверждении или опровержении гипотезы. 

Результаты

Ниже представлена сводная таблица с результатами анализа для каждого государства.

Страна
Законодательный акт (Статья/Раздел)
Извлеченная формулировка цели/задачи ВС
Прямая защита граждан
Прямая защита собственности
Защита суверенитета
Защита территории
Защита независимости
Защита конституционного строя
Другие цели
Украина
Конституция, Статья 17
"Оборона Украины и защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности"
Нет
Нет
Да
Да
Подразумевается
Нет
Оборона Украины
США
Конституция, Преамбула и Статья I, Раздел 8
"Обеспечить общую оборону"
Нет
Нет
Да
Да
Да
Подразумевается
Общая оборона
Германия
Основной закон, Статья 87a
"Для целей обороны"
Нет
Нет, кроме особых случаев
Да
Да
Да
Нет
Оборона
Франция
Конституция, Статья 15
Командующий ВС, национальная оборона
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Национальная оборона
Канада
Закон о национальной обороне
Учреждение Канадских вооруженных сил
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Оборона
Польша
Конституция, Статья 26
"Обеспечение независимости и территориальной целостности государства, безопасности и неприкосновенности границ"
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Безопасность границ
Турция
Конституция, Статья 117
"Оборона страны"
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Оборона
Великобритания
Закон о вооруженных силах 2006 года
Предоставление для вооруженных сил
Нет
Нет
Да
Да
Да
Нет
Поддержание дисциплины


Анализ

Анализ показывает, что в законодательных актах всех исследованных стран цели ВС формулируются преимущественно в терминах защиты государства, включая суверенитет, территориальную целостность и независимость. Прямая защита граждан и их собственности как явная цель не упоминается ни в одной из конституций или законов, за исключением косвенных упоминаний в особых случаях, например, в Германии, где ВС могут защищать гражданское имущество в условиях чрезвычайного положения. 

В США и Канаде цели ВС подразумеваются через общую оборону и структуру, без явного указания на защиту граждан. Во Франции, хотя Белая книга по обороне и национальной безопасности 2013 года упоминает защиту граждан, это документ политики, а не закона, и в Конституции такая цель не декларируется напрямую. В Великобритании Закон о вооруженных силах 2006 года фокусируется на поддержании дисциплины, без явного определения миссии. 

Таким образом, защита граждан и их собственности, как правило, рассматривается как следствие достижения более широких государственных целей, таких как защита суверенитета и территориальной целостности, что подтверждает гипотезу. 

Вывод

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в профильных законах и конституциях стран НАТО и Украины защита граждан и их собственности не декларируется напрямую как цель ВС, а подразумевается как положительная экстерналия или средство достижения более глобальных целей, таких как суверенитет и территориальная целостность. Гипотеза подтверждена. 

Ключевые цитаты

135 веб-страниц

---------------------------------------------------------------

Google Gemini (PRO 2.5 Flash)

Сравнительный анализ законодательных формулировок целей и задач вооруженных сил в странах НАТО и Украине

I. Введение

Роль вооруженных сил является фундаментальным аспектом государственного суверенитета, однако явное декларирование их целей значительно варьируется в национальных правовых системах. Настоящий доклад представляет собой сравнительный анализ законодательных формулировок, определяющих цели и задачи вооруженных сил в Украине и ряде ключевых государств-членов НАТО. Основная задача исследования заключается в определении частоты и формы, в которой защита граждан и их собственности декларируется как прямая цель деятельности вооруженных сил, в сравнении с защитой государственного суверенитета, территориальной целостности, независимости, конституционного строя и других государственных интересов.

Центральная гипотеза, подлежащая проверке, заключается в том, что защита граждан и их собственности, как правило, не является прямо декларируемой целью вооруженных сил в профильных законах и конституциях стран НАТО и Украины, а скорее подразумевается как положительная экстерналия или как средство достижения других, более глобальных государственных целей (суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй).

Анализ охватывает Украину (Конституция Украины, Закон "О Вооруженных Силах Украины"), Соединенные Штаты Америки (Конституция США, Закон о национальной безопасности 1947 года), Германию (Основной закон), Францию (Конституция Французской Республики, Закон о военном программировании), Канаду (Закон о национальной обороне), Польшу (Конституция Республики Польша), Турцию (Конституция Турецкой Республики, Закон о внутренней службе Вооруженных Сил Турции) и Великобританию (Акты о вооруженных силах).

II. Законодательные основы и заявленные цели вооруженных сил

В данном разделе подробно рассматриваются соответствующие законодательные положения для каждой страны, приводятся прямые цитаты и их классификация.

Украина

Конституция Украины, в Статье 17, определяет, что "Защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются важнейшими функциями государства... Оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности возлагаются на Вооруженные Силы Украины". Эта формулировка четко указывает на государственно-ориентированные цели, такие как защита суверенитета, территориальной целостности и независимости (подразумеваемой суверенитетом), а также экономическую и информационную безопасность. Прямая защита граждан или их собственности в этом конституционном положении не упоминается.  

Однако Закон Украины "О Вооруженных Силах Украины" детализирует эти положения. В нем указывается, что "Вооруженные Силы Украины - это воинское формирование, на которое в соответствии с Конституцией Украины возлагаются оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности". Более того, закон расширяет функции, включая "сдерживание и отражение вооруженной агрессии против Украины", "борьбу с терроризмом", "введение правовых режимов военного положения и чрезвычайного положения", а также "защиту жизни, здоровья граждан и государственного имущества за пределами Украины, обеспечение их безопасности и эвакуации (возвращения)". Важным аспектом является также "запрет на использование Вооруженных Сил Украины для ограничения прав и свобод граждан, или с целью свержения конституционного строя, устранения органов государственной власти, или препятствования их деятельности", а также то, что "никакие чрезвычайные обстоятельства, приказы или указания командиров и начальников не могут служить основанием для каких-либо противоправных действий в отношении гражданского населения, его имущества и окружающей среды".  

Наблюдение показывает, что в то время как Конституция сосредоточена на обороне на государственном уровне (суверенитет, территориальная целостность), Закон о Вооруженных Силах вводит конкретные случаи защиты граждан и имущества, особенно для тех, кто находится за границей, и через запрет причинения вреда внутри страны. Это различие указывает на то, что, хотя защита граждан и их собственности не является прямой или основной целью в конституционном тексте, она становится явной в более детализированном законодательстве, особенно в контексте защиты граждан за рубежом. Запрет на противоправные действия против гражданского населения и его имущества, хотя и не является прямой декларацией цели существования вооруженных сил, функционирует как критическое ограничение их действий, что подразумевает, что безопасность граждан и их имущества является фундаментальным принципом, регулирующим военные операции. Это указывает на нюансированную реальность, где прямая защита не всегда является первичной декларативной целью, но является глубоко укоренившимся операционным и этическим ограничением.

Соединенные Штаты Америки

В Конституции США полномочия, связанные с вооруженными силами, распределены между Конгрессом и Президентом. Статья I, Раздел 8, Пункт 1, наделяет Конгресс властью "устанавливать и взимать налоги, пошлины, сборы и акцизы, чтобы платить долги и обеспечивать общую оборону и общее благосостояние Соединенных Штатов". Пункты 11-16 того же раздела предоставляют Конгрессу полномочия "объявлять войну", "собирать и поддерживать армии", "создавать и содержать флот", "издавать правила для управления и регулирования сухопутных и военно-морских сил", а также "предусматривать призыв ополчения для исполнения законов Союза, подавления восстаний и отражения вторжений". Статья II, Раздел 2, Пункт 1, устанавливает, что "Президент является Главнокомандующим армией и флотом Соединенных Штатов, а также ополчением нескольких штатов, когда оно призывается на действительную службу Соединенных Штатов". Эти положения подчеркивают защиту суверенитета, территориальной целостности и независимости (подразумеваемой "общей обороной" и "отражением вторжений"), а также защиту конституционного строя через подавление восстаний. Прямое упоминание защиты граждан или их собственности отсутствует.  

Закон о национальной безопасности 1947 года, принятый после Второй мировой войны, был направлен на реорганизацию аппарата национальной безопасности США. В нем говорится о намерении Конгресса "создать комплексную программу для будущей безопасности Соединенных Штатов; обеспечить установление интегрированных политик и процедур для департаментов, агентств и функций правительства, касающихся национальной безопасности". Этот закон фокусируется на структурных аспектах национальной безопасности, таких как создание Министерства обороны и координация деятельности. Он не содержит прямых деклараций о защите граждан или их собственности, подразумевая, что это является результатом обеспечения национальной безопасности в целом.  

Подход США в своих основополагающих документах использует широкие термины, такие как "общая оборона" и "общее благосостояние", и сосредоточен на создании средств (создание армий, объявление войны) и структуры (Закон о национальной безопасности), а не на явных целях, таких как прямая защита граждан или их собственности в качестве основной военной задачи. Это указывает на то, что защита граждан и их собственности понимается как положительная экстерналия надежной "общей обороны" и поддержания "общего благосостояния", а не как прямое, явное военное предписание. Акцент делается на способности государства защищать себя, из чего вытекает индивидуальная безопасность. Отсутствие явного упоминания в прямых целях вооруженных сил указывает на традиционный взгляд на военное предназначение, сосредоточенный на выживании и интересах государства, отражая конституционную философию делегированных полномочий, где роль военных определяется их вкладом в национальную оборону.

Германия

Основной закон Федеративной Республики Германия (Grundgesetz) в Статье 87a (1) гласит: "Der Bund stellt Streitkräfte zur Verteidigung auf" (Федерация создает вооруженные силы для обороны). Это положение устанавливает оборонный характер Бундесвера. Статья 87a (3) и (4) далее уточняет: "В случае обороны или состояния напряженности вооруженные силы имеют право защищать гражданские объекты и выполнять полицейские задачи по регулированию движения, если это необходимо для выполнения их оборонной миссии". Также, "для предотвращения непосредственной угрозы существованию или свободному демократическому строю Федерации или земли Федеральное правительство может использовать вооруженные силы для поддержки полиции и Федеральной пограничной службы в защите гражданских объектов и в борьбе с организованными и вооруженными повстанцами". Статья 20 (4) закрепляет "право всех немцев сопротивляться любому, кто пытается упразднить этот конституционный порядок, если никакое другое средство невозможно".  

Наблюдение показывает, что Статья 87a в первую очередь определяет "оборону" как цель. Явные упоминания "защиты гражданских объектов" появляются только в конкретных сценариях (оборона/напряженность, внутренние угрозы) и формулируются как полномочия или поддержка полиции, а не как самостоятельная основная цель существования вооруженных сил. Условный характер "защиты гражданских объектов" подразумевает, что это средство для достижения цели (оборонной миссии), а не самоцель для военных. Это отражает исторический контекст Германии и сильный акцент на гражданском контроле и разделении военных и полицейских функций. Немецкая правовая система, основанная на послевоенном конституционном устройстве, которое строго ограничивает военное вмешательство во внутренние дела, позиционирует защиту граждан и имущества как условную и вспомогательную роль, вторичную по отношению к главной миссии по защите государства. Этот конституционный дизайн приоритезирует предотвращение чрезмерных полномочий военных, тем самым делая явную, прямую защиту граждан функцией гражданской полиции, с военным вмешательством только при строгих условиях и в качестве поддержки.

Франция

Конституция Французской Республики в Статье 15 устанавливает, что "Президент Республики является главнокомандующим Вооруженными Силами. Он председательствует в высших советах и комитетах национальной обороны". Это положение носит структурный характер и не определяет конкретных целей вооруженных сил, кроме установления командной структуры.  

Однако более поздний документ, LOI n° 2023-703 du 1er août 2023 relative à la programmation militaire pour les années 2024 à 2030 (Закон о военном программировании), предоставляет более детальное изложение целей. Статья 2 этого закона гласит, что "Оборонная политика Франции имеет следующие цели: 1° Обеспечение целостности национальной территории, включая заморские территории, защита населения от вооруженных агрессий и спасение французских граждан, находящихся под угрозой за рубежом; 2° Содействие борьбе с другими угрозами, текущими и будущими, способными поставить под угрозу национальный суверенитет, безопасность и национальную оборону; 3° Содействие коллективной безопасности и защите мира в рамках своих союзов, международной многосторонней структуры и своих партнерств".  

Наблюдение показывает, что Закон о военном программировании 2023 года явно перечисляет "защиту населения от вооруженных агрессий" и "спасение французских граждан, находящихся под угрозой за рубежом" в качестве целей. Это прямое и четкое заявление о защите граждан. Это противоречит гипотезе, демонстрируя явную защиту граждан как военную цель. Тот факт, что это положение содержится в законе о программировании, а не в Конституции, может указывать на эволюцию французской оборонной доктрины, возможно, под влиянием недавних событий (например, терроризма, глобальных кризисов, требующих эвакуации). Это отражает сдвиг от чисто государственно-ориентированной обороны к более человекоцентричному подходу к безопасности. Это частичное опровержение гипотезы, по крайней мере для современной оборонной политики Франции, предполагает, что, хотя более старые или более фундаментальные конституционные тексты могут быть широкими, конкретные законодательные акты могут (и делают) явно включать защиту граждан в качестве прямой военной цели, особенно в ответ на современные вызовы безопасности, которые размывают границы между государственной и человеческой безопасностью.

Канада

Закон о национальной обороне Канады устанавливает, что "Министр национальной обороны осуществляет управление и руководство Канадскими вооруженными силами и всеми вопросами, касающимися национальной обороны". Закон также предусматривает, что "Министр национальной обороны может разрешить Канадским вооруженным силам выполнять любые обязанности, связанные с государственной службой". Кроме того, "Канадские вооруженные силы, или любая их часть, могут быть призваны на службу в помощь гражданской власти. Это может произойти, если... беспорядки или нарушение мира выходят за рамки полномочий гражданских властей по их подавлению, предотвращению или урегулированию". Губернатор в Совете может призвать силы на действительную службу "по причинам чрезвычайной ситуации (оборона Канады) или вследствие действий, предпринятых Канадой в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Североатлантическим договором, Соглашением о Североамериканском командовании воздушно-космической обороны или другими аналогичными документами".  

Хотя "оборона Канады" является основной целью, явная защита граждан и собственности в основном встречается в контексте "помощи гражданской власти" или "общественной службы", которые являются внутренними вспомогательными ролями. Подобная формулировка подразумевает, что основная ответственность за защиту граждан и имущества внутри страны лежит на гражданских властях (полиции), а вооруженные силы действуют как сила последнего прибежища. Это разделение труда влияет на явную формулировку военных целей. Закон Канады отражает четкое различие между основной внешней оборонной ролью военных и их второстепенной, вспомогательной внутренней ролью. Защита граждан и имущества, когда она упоминается, обычно находится в этом вспомогательном внутреннем контексте, подразумевая, что это функция, выполняемая в помощь гражданской власти, а не прямая, неотъемлемая военная цель во всех обстоятельствах. Это подтверждает принцип гражданского верховенства и роль военных как инструмента последнего прибежища для поддержания внутреннего порядка.

Польша

Конституция Республики Польша, в Статье 26, четко определяет: "Вооруженные Силы Республики Польша служат защите независимости государства и неделимости его территории, а также обеспечению безопасности и неприкосновенности его границ". Далее указывается, что "Вооруженные Силы сохраняют нейтралитет в политических вопросах и подлежат гражданскому и демократическому контролю".  

Статья 26 является высоко государственно-ориентированной, сосредоточенной исключительно на защите государственной независимости, территориальной целостности и неприкосновенности границ. В ней нет явного упоминания защиты граждан или их собственности. Это прямое и ограниченное формулирование целей, касающееся атрибутов государства. Отсутствие дальнейшей детализации в отношении безопасности граждан может отражать правовую традицию, где индивидуальная безопасность неразрывно связана с безопасностью государства, или же сосредоточенность на основной роли вооруженных сил во внешней обороне. Положение Конституции Польши полностью соответствует гипотезе. Оно отражает традиционное понимание военного предназначения, где безопасность государства имеет первостепенное значение, а защита его граждан и их собственности неявно является следствием безопасного и независимого государства, а не прямым, явным военным предписанием. Акцент на "нейтралитете в политических вопросах" и "гражданском и демократическом контроле" дополнительно усиливает институциональную роль военных как инструмента государства, а не в первую очередь как прямого защитника отдельных граждан.

Турция

Конституция Турецкой Республики, в Статье 117, устанавливает, что "Должность Главнокомандующего считается неотделимой от духовного существования Великого Национального Собрания Турции и представлена Президентом Республики. Совет министров несет ответственность перед Великим Национальным Собранием Турции за национальную безопасность и за подготовку Вооруженных Сил к обороне страны". Это положение в основном касается командной структуры и политической подотчетности, подчеркивая роль вооруженных сил в национальной обороне.  

Закон о внутренней службе Вооруженных Сил Турции (Türk Silahlı Kuvvetleri İç Hizmet Kanunu), в Статье 35, более прямо заявляет: "Обязанность Вооруженных Сил: защищать турецкую родину от угроз и опасностей, исходящих из-за рубежа, обеспечивать поддержание и укрепление военной мощи таким образом, чтобы обеспечить сдерживание, выполнять задачи, возложенные за рубежом решением Великого Национального Собрания Турции, и содействовать установлению международного мира".  

Наблюдение показывает, что как Конституция, так и Закон о внутренней службе определяют роль военных преимущественно в терминах защиты "турецкой родины" и вклада в "национальную безопасность" и "международный мир". Прямого упоминания прямой защиты граждан или их собственности нет. Учитывая историческую роль военных в турецком обществе как хранителей принципов Ататюрка и целостности государства, отсутствие явной защиты граждан отражает традиционный взгляд на военных, где благосостояние граждан является косвенным результатом безопасности государства. Правовая система Турции четко соответствует гипотезе, отдавая приоритет защите государства и его национальных интересов. Защита граждан и имущества неявно охватывается более широкой концепцией защиты родины, а не является отдельной, явной целью вооруженных сил. Этот государственно-ориентированный подход, в сочетании с исторической ролью военных как гаранта основополагающих принципов государства, усиливает идею о том, что индивидуальная безопасность проистекает из безопасности государства.

Великобритания

Акты о вооруженных силах Великобритании (например, Закон о вооруженных силах 2006 года, Закон о вооруженных силах 2021 года) в первую очередь выполняют требование Билля о правах 1689 года о том, что "вооруженные силы не могут содержаться без согласия парламента". Их основная функция — "обеспечить правовую основу для дальнейшего существования вооруженных сил" и "установить систему военного правосудия, которая лежит в основе поддержания дисциплины во всей цепочке командования". Закон о вооруженных силах 2016 года расширил "законные полномочия пожарных Министерства обороны действовать в чрезвычайных ситуациях для защиты жизни или собственности". Закон о вооруженных силах 2021 года ввел "Обязанность Завета Вооруженных Сил", требующую от определенных государственных органов (например, местных органов власти, Национальной службы здравоохранения) "уделять должное внимание: уникальным обязательствам и жертвам, принесенным Вооруженными Силами; принципу, согласно которому желательно устранять недостатки, возникающие для военнослужащих из-за членства... и принципу, согласно которому особые положения для военнослужащих могут быть оправданы...". Эта обязанность применяется к таким функциям, как жилье, образование и здравоохранение. Миссия Министерства обороны Великобритании включает "защиту нашего народа, территорий, ценностей и интересов дома и за рубежом".  

Наблюдение показывает, что основные Акты о вооруженных силах сосредоточены на управлении и дисциплине военных. Прямая защита граждан и собственности встречается в очень специфическом, ограниченном контексте (пожарные Министерства обороны) или в более широких политических заявлениях (миссия Министерства обороны). Обязанность Завета Вооруженных Сил возлагается на другие государственные органы, а не непосредственно на вооруженные силы как оперативную цель. Это указывает на то, что, хотя общая оборонная политика правительства (как видно из заявлений о миссии Министерства обороны и стратегических обзоров) включает защиту своего народа, законодательный мандат для самих вооруженных сил в первую очередь касается их правового существования, дисциплины и средств обороны. Прямая защита граждан и собственности является либо высокоспециализированной функцией, либо результатом более широкой государственной безопасности. "Обязанность Завета" — это социальный и правовой договор, обязывающий гражданские органы поддерживать военнослужащих, а не оперативный мандат для вооруженных сил по защите всего населения или их имущества.

III. Сравнительный анализ целей вооруженных сил


В данном разделе обобщаются выводы из анализа по отдельным странам, выделяются общие черты, различия и тенденции.

Сравнительная таблица законодательных целей вооруженных сил

Страна

Законодательный акт (Статья/Раздел)

Извлеченная формулировка цели/задачи ВС

Прямая защита граждан/населения (Да/Нет, с цитатой)

Прямая защита собственности граждан/частной собственности (Да/Нет, с цитатой)

Защита суверенитета (Да/Нет, с цитатой)

Защита территориальной целостности/территории (Да/Нет, с цитатой)

Защита независимости (Да/Нет, с цитатой)

Защита конституционного строя/конституции/демократии/свободы (Да/Нет, с цитатой)

Другие декларируемые цели (Указать, с цитатой)

Украина

Конституция Украины (Статья 17)

"Захист суверенітету і територіальної цілісності України, забезпечення її економічної та інформаційної безпеки є найважливішими функціями держави... Оборона України, захист її суверенітету, територіальної цілісності і неприкосновенності возлагаются на Вооруженные Силы Украины." 1

Нет

Нет

Да 1

Да 1

Да (подразумевается суверенитетом) 1

Нет

Экономическая и информационная безопасность 1

Украина

Закон Украины "О Вооруженных Силах Украины"

"Вооруженные Силы Украины - это воинское формирование, на которое в соответствии с Конституцией Украины возлагаются оборона Украины, защита ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности." 3 "защита жизни, здоровья граждан и государственного имущества за пределами Украины, обеспечение их безопасности и эвакуации (возвращения)" 3 "никакие чрезвычайные обстоятельства... не могут служить основанием для каких-либо противоправных действий в отношении гражданского населения, его имущества и окружающей среды." 3

Да (для граждан за рубежом, неявно внутри страны) 3

Да (для гос. собственности за рубежом, неявно для частной внутри страны) 3

Да 3

Да 3

Да (подразумевается)

Да (через "введение правовых режимов военного положения и чрезвычайного положения" и запрет "свержения конституционного строя") 3

Сдерживание и отражение агрессии, борьба с терроризмом, обеспечение безопасности судоходства, предотвращение распространения ОМУ, борьба с незаконными перевозками, ликвидация ЧС, оказание военной помощи другим государствам, международное сотрудничество 3

США

Конституция США (Статья I, Раздел 8, пункты 11-16; Статья II, Раздел 2, пункт 1)

"to pay the Debts and provide for the common Defence and general Welfare of the United States" 4 "To provide for calling forth the Militia to execute the Laws of the Union, suppress Insurrections and repel Invasions" 4

Нет

Нет

Да (подразумевается "common Defence", "repel Invasions") 4

Да (подразумевается "common Defence", "repel Invasions") 4

Да (подразумевается)

Да ("execute the Laws of the Union, suppress Insurrections") 4

"general Welfare" (широко), объявление войны, создание и поддержка армий/флота, регулирование сил 4

США

Закон о национальной безопасности 1947 года

"To promote the national security... to provide a comprehensive program for the future security of the United States" 7

Нет

Нет

Да (подразумевается "national security") 7

Да (подразумевается "national security") 7

Да (подразумевается "national security") 7

Нет

Продвижение национальной безопасности, комплексная программа будущей безопасности, интегрированные политики и процедуры, единое гражданское управление, эффективное администрирование, единое стратегическое руководство 7

Германия

Основной закон (Статья 87a, Статья 20)

"Der Bund stellt Streitkräfte zur Verteidigung auf." 9 "Im Verteidigungsfalle oder im Spannungsfalle haben die Streitkräfte die Befugnis zum Schutz ziviler Objekte..." 9 "Zur Abwehr einer drohenden Gefahr für den Bestand oder die freiheitliche demokratische Grundordnung... kann die Bundesregierung Streitkräfte zur Unterstützung der Polizei... beim Schutz ziviler Objekte..." 9

Да (неявно через "защита гражданских объектов" в конкретных контекстах) 9

Да (неявно через "защита гражданских объектов" в конкретных контекстах) 9

Да (подразумевается обороной) 9

Да ("Verteidigung") 9

Да (подразумевается)

Да ("freiheitliche demokratische Grundordnung", "Recht zum Widerstand") 9

Поддержка полиции/пограничной службы, борьба с повстанцами, укрепление союзных и оборонных возможностей 9

Франция

Конституция Французской Республики (Статья 15)

"The President of the Republic shall be Commander-in-Chief of the Armed Forces." 11

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Установление структуры командования 11

Франция

LOI n° 2023-703 du 1er août 2023 relative à la programmation militaire

"D'assurer l'intégrité du territoire national... de protéger la population contre les agressions armées et de secourir les ressortissants français menacés à l'étranger" 13

Да ("protéger la population contre les agressions armées," "secourir les ressortissants français menacés à l'étranger") 13

Нет (но подразумевается территориальной целостностью и защитой населения)

Да 13

Да 13

Да (подразумевается суверенитетом)

Нет

Борьба с другими угрозами, коллективная безопасность, поддержание мира, укрепление связи между нацией и армиями 13

Канада

Закон о национальной обороне

"The Minister of National Defence has the management and direction of the Canadian Armed Forces and all matters relating to national defence." 14 "liable to be called out for service in aid of the civil power" 14 "perform any duty involving public service" 14

Да (неявно через "aid of the civil power," "public service") 14

Да (неявно через "aid of the civil power") 14

Да (подразумевается "defence of Canada") 15

Да ("defence of Canada") 15

Да (подразумевается)

Да ("aid of the civil power" для подавления беспорядков/восстаний) 14

Международные операции, поддержание дисциплины, исследования, разработка материалов 15

Польша

Конституция Республики Польша (Статья 26)

"Siły Zbrojne Rzeczypospolitej Polskiej służą ochronie niepodległości państwa i niepodzielności jego terytorium oraz zapewnieniu bezpieczeństwa i nienaruszalności jego granic." 16

Нет

Нет

Да ("niepodległości państwa") 16

Да ("niepodzielności jego terytorium," "nienaruszalności jego granic") 16

Да ("niepodległości państwa") 16

Нет

Обеспечение безопасности, поддержание политического нейтралитета, гражданский и демократический контроль 16

Турция

Конституция Турецкой Республики (Статья 117)

"The Council of Ministers is responsible... for national security and for preparing the Armed Forces for the defense of the country." 17

Нет

Нет

Да (подразумевается национальной безопасностью, обороной страны) 17

Да ("defense of the country") 17

Да (подразумевается)

Нет

Установление структуры командования, ответственность за национальную безопасность, подготовка сил к обороне 17

Турция

Türk Silahlı Kuvvetleri İç Hizmet Kanunu (Статья 35)

"защищать турецкую родину от угроз и опасностей, исходящих из-за рубежа, обеспечивать поддержание и укрепление военной мощи... выполнять задачи, возложенные за рубежом... и содействовать установлению международного мира." 19

Нет

Нет

Да ("Türk vatanını savunmak") 19

Да ("Türk vatanını savunmak") 19

Да (подразумевается)

Нет

Сдерживание, международное миротворчество, выполнение задач за рубежом 19

Великобритания

Акты о вооруженных силах (например, 2006, 2021)

"provide the legal basis for the armed forces to continue to exist" 20 "extended to Ministry of Defence fire-fighters' statutory powers to act in an emergency to protect life or property" (2016) 20

Да (через пожарных МО, и неявно через миссию МО) 20

Да (через пожарных МО) 20

Да (подразумевается "protect our territories," "national interests") 22

Да ("protect our territories," "homeland defence") 22

Да (подразумевается)

Нет

Поддержание дисциплины, правовая основа существования, обеспечение безопасности, поддержка национальных интересов, защита процветания, вклад в национальную устойчивость, подход "НАТО в первую очередь", готовность к ведению боевых действий, инновации 22

Явная защита граждан и собственности

Анализ показывает, что прямые явные упоминания "защиты граждан" или "защиты собственности" как основной, прямой цели вооруженных сил относительно редки в основополагающих конституционных текстах. Например, Конституции США, Польши и Турции сосредоточены на более широких государственных интересах, таких как оборона страны, суверенитет и территориальная целостность, без детализации защиты отдельных граждан или их имущества как самостоятельной военной задачи. В этих случаях безопасность граждан и их собственности, как правило, является предполагаемым результатом обеспечения безопасности государства в целом.

Однако в более подробных или недавних законодательных актах эта картина меняется. Закон Украины "О Вооруженных Силах Украины" явно включает "защиту жизни, здоровья граждан и государственного имущества за пределами Украины". Это указывает на расширение понимания национальной безопасности, включающее защиту граждан, находящихся за рубежом, что является прямым, хотя и географически ограниченным, исключением из общей гипотезы. Кроме того, этот же закон содержит важный запрет на "противоправные действия в отношении гражданского населения, его имущества и окружающей среды" , что, хотя и не является целью существования вооруженных сил, служит критическим принципом, регулирующим их операции внутри страны.  

Аналогично, во Франции, хотя Конституция в Статье 15 лишь устанавливает роль Президента как главнокомандующего , недавний Закон о военном программировании 2023 года прямо указывает на "защиту населения от вооруженных агрессий и спасение французских граждан, находящихся под угрозой за рубежом"  как одну из целей оборонной политики. Это свидетельствует о динамической эволюции военных мандатов, адаптирующихся к более сложным угрозам, которые стирают границы между государственной и человеческой безопасностью.  

В Германии Основной закон (Статья 87a) упоминает "защиту гражданских объектов" , но это происходит в специфических сценариях (оборона, внутренние угрозы) и формулируется как полномочия или поддержка полиции, а не как самостоятельная основная цель существования вооруженных сил. Это подчеркивает строгую приверженность Германии принципу гражданского контроля и разделения военных и полицейских функций.

В Канаде Закон о национальной обороне включает "помощь гражданской власти" и "общественную службу" , что подразумевает защиту граждан и имущества в контексте поддержания внутреннего порядка. Это указывает на то, что, хотя защита граждан и имущества не является прямой целью внешней обороны, она является функцией, выполняемой в поддержку гражданских властей, что подчеркивает роль военных как инструмента последнего прибежища для обеспечения внутренней стабильности.  

В Великобритании Акты о вооруженных силах в основном касаются правовой основы существования и дисциплины военных. Прямая защита граждан или собственности упоминается лишь в очень специфическом, ограниченном контексте (например, полномочия пожарных Министерства обороны по защите жизни или имущества ) или в более широких политических заявлениях Министерства обороны, таких как "защита нашего народа". Обязанность Завета Вооруженных Сил (Armed Forces Covenant Duty) возлагается на другие государственные органы для поддержки военнослужащих, а не является прямым оперативным мандатом для вооруженных сил по защите всего населения или их имущества.  

Таким образом, прямое явное упоминание защиты граждан и собственности, хотя и редко в конституционных текстах, чаще встречается в более детализированных или недавних законодательных актах, часто в специфических контекстах (например, гуманитарная помощь, внутренняя поддержка, защита граждан за рубежом). Это указывает на то, что, хотя традиционные военные мандаты остаются сосредоточенными на государстве, современные законодательные изменения в некоторых странах свидетельствуют о растущем, хотя и часто ограниченном, явном включении защиты граждан, особенно в ответ на нетрадиционные угрозы безопасности или в рамках внутренних вспомогательных ролей.

Защита государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости

Эти государственно-ориентированные цели являются универсально и явно присутствующими во всех проанализированных правовых системах, формируя основную заявленную цель вооруженных сил. Конституции Украины, США, Польши, Турции, Основной закон Германии и Закон о национальной обороне Канады последовательно подчеркивают эти аспекты.  

Универсальное явное декларирование этих государственных целей подчеркивает фундаментальное предназначение вооруженных сил как инструментов государственной власти, разработанных в первую очередь для обеспечения выживания и целостности национального государства. Эта всеобъемлющая направленность подтверждает, что индивидуальная защита часто подпадает под эти более широкие государственные интересы. Это подразумевает, что с законодательной точки зрения прямая защита граждан и их имущества, как правило, считается неотъемлемой положительной экстерналией безопасного и суверенного государства, а не отдельной, основной военной целью, требующей явного формулирования.

Защита конституционного строя и государственных интересов

Защита конституционного строя часто фигурирует в контексте внутренних угроз или как основополагающий принцип военных действий. Например, в США ополчение может быть призвано для "исполнения законов Союза, подавления восстаний". В Германии вооруженные силы могут быть задействованы для "предотвращения непосредственной угрозы существованию или свободному демократическому строю" , часто в поддержку полиции. Это указывает на то, что роль военных в защите конституционного строя является критически важным аспектом демократических государств, но часто формулируется как вспомогательная функция по отношению к гражданской власти, что усиливает гражданский контроль.  

Более широкие "государственные интересы", такие как "экономическая и информационная безопасность" в Украине  или "общая безопасность" в США , обычно являются высокоуровневыми политическими целями, а не прямыми военными оперативными задачами. Эти общие "государственные интересы" служат высокоуровневыми обоснованиями для военных действий, но редко указывают на прямую индивидуальную защиту, тем самым подтверждая гипотезу о том, что такая защита является косвенным результатом обеспечения общего благосостояния государства. 

Другие декларируемые цели

Многие страны включают дополнительные цели, такие как международное миротворчество, сдерживание, борьба с терроризмом или оказание гуманитарной помощи. Например, Закон Украины "О Вооруженных Силах Украины" упоминает борьбу с терроризмом и международное сотрудничество. Закон Франции о военном программировании включает "содействие коллективной безопасности и защите мира". Закон Канады о национальной обороне предусматривает активную службу в рамках международных соглашений, таких как Устав ООН или Североатлантический договор. Закон Турции о внутренней службе Вооруженных Сил также включает "содействие установлению международного мира".  

Включение этих разнообразных "других" целей отражает эволюцию характера национальной безопасности в взаимосвязанном мире. Хотя не всегда явно сформулированные как прямая защита граждан или собственности, многие из этих ролей (например, миротворчество, гуманитарная помощь, спасение граждан за рубежом) по своей сути включают защиту человеческих жизней и активов. Это указывает на практическое расширение военных функций за пределы чисто государственно-ориентированной обороны, даже если законодательная формулировка не всегда соответствует этой операционной реальности в своих основных положениях.

IV. Оценка гипотезы

На основе агрегированных данных и сравнительного анализа можно сделать вывод, что исходная гипотеза – "защита граждан и их собственности, как правило, не является прямо декларируемой целью вооруженных сил в профильных законах и конституциях стран НАТО и Украины, а скорее подразумевается как положительная экстерналия или как средство достижения других, более глобальных государственных целей (суверенитет, территориальная целостность, конституционный строй)" – в значительной степени подтверждается, но с важными нюансами.

Общие тенденции:

  • Приоритет государственных интересов: Подавляющее большинство конституционных и основополагающих законодательных актов во всех проанализированных странах ставят во главу угла защиту государственного суверенитета, территориальной целостности и независимости. Эти цели являются универсальными и явно выраженными, что подчеркивает традиционное понимание вооруженных сил как инструмента защиты самого государства. Безопасность граждан и их имущества в этих контекстах обычно рассматривается как неотъемлемое следствие или положительная экстерналия сильного и защищенного государства.
  • Гражданский контроль и внутренний порядок: Защита конституционного строя и участие в поддержании внутреннего порядка (например, подавление восстаний) также являются общими целями, но часто формулируются как вспомогательные функции по отношению к гражданским властям (полиции), что подчеркивает принцип гражданского верховенства над военными.

Заметные расхождения и эволюция:

  • Явность защиты граждан/собственности: Наиболее значительное расхождение заключается в степени явности, с которой защита граждан и их собственности декларируется как прямая цель.
  • В Украине и Франции недавние и более детализированные законы (Закон Украины "О Вооруженных Силах Украины" и Закон Франции о военном программировании 2023 года) показывают тенденцию к более явному включению защиты граждан, особенно в специфических контекстах, таких как защита граждан за рубежом или защита населения от вооруженной агрессии. Это может быть отражением эволюции доктрин национальной безопасности в ответ на современные угрозы, которые требуют более прямого участия военных в защите населения.
  • В Германии и Канаде защита гражданских объектов или помощь гражданской власти упоминаются, но в строго определенных условиях и как вспомогательные функции, что соответствует их правовым традициям, ограничивающим внутреннее использование вооруженных сил.
  • В США, Польше и Турции основополагающие документы остаются преимущественно государственно-центричными, и прямая защита граждан или их собственности не является явно декларируемой целью вооруженных сил.
  • Роль политики против законодательства: В некоторых странах, таких как Великобритания, основные Акты о вооруженных силах сосредоточены на их правовом существовании и дисциплине, в то время как более широкие цели, включая защиту народа, формулируются в политических документах Министерства обороны или через специфические, ограниченные мандаты (например, пожарные МО). Это указывает на то, что в условиях неписаной конституции или сильной парламентской традиции, цели могут быть более гибко определены через политику, а не через жесткие законодательные мандаты для самих вооруженных сил.


Таким образом, данные показывают двойную реальность. С одной стороны, основополагающие правовые тексты этих стран в значительной степени придерживаются Вестфальской модели, отдавая приоритет существованию и целостности государства, при этом защита граждан является подразумеваемым благом. С другой стороны, растущая сложность глобальных угроз и размывание границ между внутренней и внешней безопасностью привели некоторые страны к явному формулированию ролей для своих вооруженных сил, которые непосредственно включают защиту граждан и их собственности, особенно в нетрадиционных военных операциях или гуманитарных контекстах. Это указывает на продолжающуюся эволюцию военных мандатов, где "положительная экстерналия" все чаще кодифицируется как прямая, хотя часто второстепенная или контекстуальная, цель.

V. Заключение

Исследование законодательных формулировок целей и задач вооруженных сил в выбранных странах НАТО и Украине выявило преобладающую ориентацию на защиту государственных интересов. Основные конституционные и профильные законы этих государств последовательно декларируют суверенитет, территориальную целостность и независимость как центральные цели деятельности вооруженных сил. В большинстве случаев защита граждан и их собственности не является прямо декларируемой первичной целью, а скорее подразумевается как неотъемлемый результат обеспечения безопасности и стабильности государства.

Однако анализ также выявил важные нюансы. В Украине и Франции наблюдается тенденция к более явному включению защиты граждан в недавних и детализированных законодательных актах, особенно в контексте защиты граждан за рубежом или от вооруженной агрессии. Это отражает адаптацию военных мандатов к современным вызовам безопасности, которые выходят за рамки традиционных государственных угроз. В Германии и Канаде защита гражданских объектов или помощь гражданской власти предусмотрены, но в строго определенных рамках, что подчеркивает принципы гражданского контроля и разделения полномочий. В США, Польше и Турции основополагающие документы остаются преимущественно государственно-центричными.

Таким образом, исходная гипотеза подтверждается в отношении основополагающего характера военных мандатов, но частично опровергается развивающейся практикой и более детализированным законодательством некоторых стран, которые начинают явно кодифицировать прямую защиту граждан в специфических операционных контекстах. Это подчеркивает динамичный характер национальных доктрин безопасности и эволюцию взаимоотношений между государством, его вооруженными силами и гражданами в условиях меняющегося глобального ландшафта угроз.

Источники

  1. КОНСТИТУЦІЯ УКРАЇНИ Стаття 17. Захист суверенітету і територіальної ц, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://myrgorod.pl.ua/files/docs/Info_viddily/viddil_kadru/viysk_oblik.pdf
  2. КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://faolex.fao.org/docs/pdf/ukr127467R.pdf
  3. kodeksy.com.ua, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://kodeksy.com.ua/download.php?id=2685&lang=ru
  4. Constitution of the United States - U.S. Senate, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.senate.gov/civics/constitution_item/constitution.htm
  5. Article I Section 8 | Constitution Annotated | Congress.gov | Library of Congress, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://constitution.congress.gov/browse/article-1/section-8/
  6. Article II Section 2 | Constitution Annotated | Congress.gov | Library ..., дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://constitution.congress.gov/browse/article-2/section-2/
  7. National Security Act of 1947 - DNI.gov, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.dni.gov/index.php/ic-legal-reference-book/national-security-act-of-1947
  8. The National Security Act of 1947 – July 26, 1947 - CIA, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.cia.gov/readingroom/docs/1947-07-26.pdf
  9. Art 87a GG - Einzelnorm - Gesetze im Internet, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.gesetze-im-internet.de/gg/art_87a.html
  10. www.bundestag.de, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.bundestag.de/gg#:~:text=Artikel%2020,-(1)%20Die%20Bundesrepublik&text=(3)%20Die%20Gesetzgebung%20ist%20an,andere%20Abhilfe%20nicht%20m%C3%B6glich%20ist.
  11. www.conseil-constitutionnel.fr, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.conseil-constitutionnel.fr/en/constitution-of-4-october-1958#:~:text=accredited%20to%20him.-,Article%2015,Chief%20of%20the%20Armed%20Forces.
  12. Constitution of 4 October 1958 | Conseil constitutionnel, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.conseil-constitutionnel.fr/en/constitution-of-4-october-1958
  13. LOI n° 2023-703 du 1er août 2023 relative à la programmation ..., дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.legifrance.gouv.fr/jorf/id/JORFTEXT000047914986
  14. Introduction to the National Defence Act - Canada.ca, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.canada.ca/en/department-national-defence/corporate/reports-publications/transition-materials/defence-101/2020/03/defence-101/intro-nda.html
  15. National Defence Act - Department of Justice, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/n-5/FullText.html
  16. [Siły Zbrojne Rzeczypospolitej Polskiej] - Art. 26. - Konstytucja ... - LEX, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://sip.lex.pl/akty-prawne/dzu-dziennik-ustaw/konstytucja-rzeczypospolitej-polskiej-16798613/art-26
  17. Constitution of Turkey - Wikipedia, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://en.wikipedia.org/wiki/Constitution_of_Turkey
  18. ICL > Turkey > Constitution, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.servat.unibe.ch/icl/tu00000_.html#A117_
  19. 211 sayılı Türk Silâhlı Kuvvetleri İç Hizmet Kanunu - Konsolide metin ..., дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.lexpera.com.tr/mevzuat/kanunlar/turk-silahli-kuvvetleri-ic-hizmet-kanunu-211
  20. What is the Armed Forces Act? - The House of Commons Library, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-10065/
  21. The Armed Forces Act 2021 - Armed Forces Network, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.armedforcesnetwork.org/the-covenant/the-armed-forces-act-2021/
  22. Ministry of Defence - GOV.UK, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.gov.uk/government/organisations/ministry-of-defence
  23. About us - Ministry of Defence - GOV.UK, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://www.gov.uk/government/organisations/ministry-of-defence/about
  24. Strategic Defence Review 2025 – Making Britain Safer: secure at home, strong abroad - GOV.UK, дата последнего обращения: июня 15, 2025, https://assets.publishing.service.gov.uk/media/683d89f181deb72cce2680a5/The_Strategic_Defence_Review_2025_-_Making_Britain_Safer_-_secure_at_home__strong_abroad.pdf

--------------------------------------------------------------- 

Copilot

https://copilot.microsoft.com/shares/EpHyW93icppYXSfETxM5c

Аналитический отчет: Цели и задачи вооруженных сил в странах НАТО и Украине

1. Введение

Цель исследования — выявить, насколько часто и в какой форме законодательство стран НАТО и Украины определяет защиту граждан и их собственности как явную цель деятельности вооруженных сил. В сравнении также рассматриваются более традиционные цели национальной обороны, такие как защита суверенитета, территориальной целостности, независимости и конституционного строя.

2. Методология

Исследование основано на анализе конституций и профильных законов выбранных государств. Основные положения классифицированы по следующим категориям:

  •     Прямая защита граждан
  •     Прямая защита собственности граждан
  •     Защита суверенитета
  •     Защита территориальной целостности
  •     Защита независимости
  •     Защита конституционного строя
  •     Другие декларируемые цели

3. Основные наблюдения

1. Защита граждан и их собственности

Из всех проанализированных законодательных актов ни одно не содержит эксплицитных положений о защите граждан или их имущества как основной цели вооруженных сил. Однако косвенная защита населения подразумевается через обеспечение национальной безопасности, общественного порядка или ответ на чрезвычайные ситуации.

2. Традиционные государственные цели

В большинстве стран главными задачами вооруженных сил декларируется защита суверенитета (США, Польша, Украина), территориальной целостности (Германия, Польша, Украина), независимости (Франция, Польша), а также конституционного строя (Турция, Германия).

3. Специфические особенности отдельных стран

  • В США законодательство об обороне акцентирует внимание на глобальной безопасности, включая проекции силы и поддержку союзников.
  • Германия прямо ограничивает внутреннее использование вооруженных сил, за исключением чрезвычайных ситуаций.
  • Франция закрепляет централизованное руководство армией через президента.
  • Великобритания регулирует силы через отдельные акты, определяющие правовые полномочия военного командования.

Вот основные формулировки целей и задач вооруженных сил в указанных странах:

Украина: Конституция Украины, Статья 17 — вооруженные силы предназначены для защиты суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государства.

США: Конституция США, Статья I, Раздел 8, пункты 11-16 — полномочия Конгресса включают объявление войны, содержание армии и флота, регулирование вооруженных сил. Статья II, Раздел 2, пункт 1 — президент является главнокомандующим вооруженными силами. Закон о национальной безопасности 1947 года — определяет структуру национальной обороны и разведки.

Германия: Основной закон Германии, Статья 87a — вооруженные силы предназначены для обороны. Статья 20 — закрепляет демократический и правовой порядок.

Франция: Конституция Франции, Статья 15 — президент является главнокомандующим вооруженными силами.

Канада: Закон о национальной обороне — регулирует деятельность вооруженных сил и их функции.

Польша: Конституция Польши, Статья 26 — вооруженные силы предназначены для защиты независимости и территориальной целостности.

Турция: Конституция Турции, Статья 117 — определяет руководство вооруженными силами.

Великобритания: Акты о вооруженных силах — регулируют деятельность вооруженных сил и их полномочия.

4. Выводы

Исходная гипотеза подтверждается: защита граждан и их собственности не является прямой декларируемой целью вооруженных сил в конституциях и законах стран НАТО и Украины. Эти функции чаще рассматриваются как производные от национальной обороны или обеспечения внутреннего порядка. В большинстве случаев законодательство фокусируется на защите государственных интересов, таких как суверенитет, территориальная целостность и независимость.

5. Рекомендации

Для более детального анализа можно рассмотреть дополнительные законы, касающиеся чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности и антитеррористических мероприятий. Также полезно исследовать практическое применение военной силы в странах НАТО в связи с защитой граждан и критической инфраструктуры.
--


Статьи блога по теме:



0 comments:

Отправить комментарий