Страницы

6.8.11

Почему капитализм стоит защищать

Почему капитализм стоит защищать
Capitalism
Вновь картинка понравилась! А по поводу текста - опять же, это очень американская апологетика. Думаю, немыслимо, чтобы такие смыслы могли возникать в головах думающих и говорящих сегодня на русском или украинском языке. Не из-за того, что эти головы совсем тупые. Просто они еще не пережили и уже вряд ли переживут то, о чем автор просит не забывать своих соотечественников.


Итак, записки с Луны (оригинал здесь):

---
Пока Обама демонизирует богатых и готовит с дюжину планов по реструктуризации экономики, противникам этих планов полезно напомнить о том, за что же мы собственно боремся.

Да, мы выступаем против бюрократии, централизованного планирования, посягательств на свободу и общество. Но не только за это. Мы не просто оппозиция президенту и его приверженцам. Мы выступаем в защиту движителя процветания человечества, в защиту источника цивилизации, мира и прогресса - в защиту капитализма.

Многие считают "капитализм" дрянным словом. И оно действительно запятнано теми, кто является, казалось бы, его самыми верными приверженцами. Гиганты Уолл-Стрит, считая себя "капиталистами", фактически живут за счет налогоплательщика, за счет подачек в виде правительственных привилегий, инфляции и барьеров при вхождении в бизнес. ВПК, на словах защищая капитализм, снаряжает государство орудиями убийств. Республиканская партия, любое другое заведение консервативного толка, провозглашая капитализм на словах, выдвигают такие исключения, что фактически выхолащивают его сущность.

Но мы не имеем права отказаться от капитализма. Большинство его оппонентов выступают не против Goldman Sachs, Halliburton или того же McDonald's. Они ополчились на свободу предпринимательства как такового. Они возражают против свободы работодателя нанимать и увольнять, против добровольного согласования размеров оплаты труда.  Они протестуют против свободного рынка. Они не одобряют предпринимательства в области инфраструктуры, поставок энергоносителей, продовольствия, воды, товаров первой необходимости и транспорта без государственного вмешательства.

Они хнычут, что богатые становятся еще богаче даже тогда, когда те богатеют вполне мирно. Они запрещают короткие продажи (продажа актива, взятого в долг, с целью его обратного выкупа и возврата по более низкой цене. Существует предрассудок, что такие операции сами по себе могут "обрушить" рынок, - Homme Moyen), инсайдерскую торговлю, недружественные поглощения и корпоративные слияния без благословения государства. Они жалеют работника, протестующего против самих основ трудовых взаимоотношений. Они презирают анархию свободного рынка и жаждут разрушить именно ее, а не союз крупного бизнеса и государства. На одного либерала, неприятие которым монополистического капитализма основывается на верных основаниях, приходится с десяток, сожалеющих о существовании капитализма, как о причине монополий.

Однако факт в том, что именно капитализм, даже связанный по рукам и ногам государством, вытащил большую часть мира из жалкой нищеты, которая была характерна для человечества на протяжении тысячелетий. Это индустриализация, которая избавила простого рабочего от тупого, примитивного сельского труда. Это превращение труда в товар, что обрекло на забвение рабовладение, крепостничество и феодализм. Капитализм  освободил женщин, позволил детям быть детьми, играть и учиться, а не пахать на фермах. Капитализм, является прекрасным посредником между народами, он дал им перспективу взаимного обмена, заставив тем самым отложить в сторону оружие и вражду.

Столетие назад марксисты признали высочайшую производительность капитализма и его призвание заменить феодализм, но они же предсказывали, что рынок ввергнет рабочих в нищету, а мир подведет к дефициту материальных благ. Однако произошло обратное и левые сменили направление своих атак: капитализм производит слишком много и расточительно, он вредит окружающей среде, усиливает социальное неравенство, удаляет людей от духовного единения со своей общиной, нацией, планетой и так далее.

Однако все высшие, все наиболее благородные и наименее материалистические устремления человечества опираются именно на материальную обеспеченность. Даже те, кто ненавидит рынок и рыночное, работают они в нем или нет - процветают именно благодаря генерируемому рынком богатству. Если бы друг Маркса - Энгельс не был бы управляющим фабриками, то у первого просто не хватало бы времени заниматься созданием своей разрушительной философии.

Аспирант-социолог и лимузин-либералы с Голливуда, левый христианский благодетель и те, для кого социализм сам по себе религия, всякий совковый художник, ученый, педагог, богослов - все они вопиют об ужасах капитализма с трибуны, созданной этим самым капитализмом.

Чем бы мы ни занимались в своей жизни - будь то материальная сфера или сфера высоких материй - сегодня мы делаем это в том комфорте, который создан рынком. При этом самые бедные в современном, даже в таком поврежденном этатизмом капитализме как в США, уступают по уровню жизни разве что самым богатым людям жившим столетие назад. Дальнейшее развитие капитализма, его раскрепощение ликвидировало бы и ту бедность, которую мы все еще знаем.

Существует миф, что капитализм является сегодня доминирующей доктриной. Похоже, что практически каждый в это верит и большинство обнаруживает ее. И даже может заявить, что есть некоторые проблемы с принятием бесспорной популярности капитализма. В реальности у капитализма очень мало приверженцев.

Консерваторы как бы поддерживают его, но делают исключение для образования, энергетики, сельского хозяйства, трудовых взаимоотношений, центробанков, государственных границ, интеллектуальной собственности, наркотиков, не говоря уже о национальной обороне и уголовном судопроизводстве. Хуже того - многие консерваторы поражены антикорпоративизмом, местничеством, протекционизмом и экономическим национализмом даже более чем правые. Они с легкостью принесут в жертву право частной собственности во имя оружия, религии, так называемых "семейных ценностей" и, конечно же - патриотизма. С подобного рода друзьями капитализм действительно нуждается в реальных союзниках.

Прогрессисты и социалисты откровенно враждебны. Они утверждают, что заключили перемирие с рынком, но чуть ли не каждый день создают новые способы как бы его подмять, ограничить и сманипулировать им. Левые либералы декларируют, что не желают уничтожать его, что хотят лишь улучшать его, защищать капитализм от самого себя. Однако, если капитализм и нуждается в защите, то не от самого себя, а от таких либералов и консерваторов.

Либертарианцы высказываются "за" капитализм, но как бы втихаря. Капитализм имеет уже настолько дурную репутацию и настолько презираем лево-либеральной культурой, что многие просто не решаются его защищать открыто. На самом деле надо быть предельно ясным и точным в определении того, что мы называем капитализмом. Капитализм, будучи духом прогресса, нуждается именно в нашей поддержке, а не в "отстраненных свидетельских показаниях". Он дал нам всё, что мы сегодня имеем и самое меньшее, что мы можем для него сделать - не стыдиться его.

В прошлом столетии такие апологеты капитализма, как школы Мизеса (Mises), Хайека (Hayek), Ротбарда (Rothbard), а также менее радикальные последователи - Рэнд (Rand) и Фриман (Friedman), совершено ясно указывали, что свобода личности реализуется в праве частной собственности и в праве на свободный обмен. И большинство понимало о чем речь. Враги капитализма оперировали тем же, когда увязывали свободу предпринимательства с разрешениями от правительства.

Мизес говорил: "общество, которое выбирает между капитализмом и социализмом не выбирает между двумя общественными системами; оно выбирает между общественным сотрудничеством и общественной дезинтеграцией".

В свою очередь Хайек считал, что "сохранение капиталистической системы, системы свободного рынка и частной собственности на средства производства есть необходимое условие выживания человечества".

Хотя и сдержанный в критике государственного капитализма за его интервенционизм и насилие, Ротбард поддерживал так: "свободный капитализм есть сеть свободных и добровольных обменов, в которой производители создают и обменивают свою продукцию на продукцию других производителей по свободно согласованным ценам".

Капитализм и свобода идут рука об руку и оттого неудивительно, что враги рыночной экономики именно либертарианцев выделяют, как самых ярых сторонников того, что они ненавидят. При этом они не обращают внимания на социал-демократов (аналоги в Украине это популистские проекты типа БЮТ, "Наша Украина", коекакеры вроде Пинзеныка-Терехина-Ланового - Homme Moyen) и корпоративистов (коммунисты, Партия Регионов, ВО "Свобода", экономисты типа Виктора Лисицкого и т.п. - Homme Moyen), которые доминируют среди современных левых и правых.

Некоторые либертарианцы смущены тем, что термин "капитализм" уделяет как бы слишком много внимания собственно капиталу. Однако это не так. То, что мы именуем "цивилизацией" можно создать только через отложенное потребление, через накопление товаров высшего порядка. Собственно говоря, вот и вся сущность этого капиталистического акцента. Вероятно, это пояснение занимает больше времени, чем просто провозглашение лозунгов капитализма, но ведь чтобы стать капиталистом, а не просто потребителем, тоже надо больше времени. И в долгосрочной перспективе это себя оправдывает. Либертарианству предстоит еще довольно длительная борьба, так почему бы не принять этот термин в качестве обозначения того, к чему мы действительно стремимся? Анархизм, еще одна довольно горькая пилюля, традиция с весьма смешанной историей, где в ряде случаев можно утверждать, что она не способна охватить те ценности, которыми мы дорожим, точнее - недостаток общественного порядка. Но либертарианские анархисты вполне охватываются этим термином.

Ротбард был особенно чувствителен к тому, что данный термин был придуман врагами капитализма и многие защитники свободного рынка считают, что, мол, оппонентам нельзя давать повода определять направление дискуссии. Но это соображение лично меня приводит к совершенно иным выводам. Во-первых, даже учитывая меру того, в какой это слово имеет негативный оттенок в современной поп-культуре, мы все же имеем причины принять именно его. Антифедералисты изначально были против ярлыка, приклеенного на них гамильтоновскими державниками. Но сегодня я бы гордился таким описанием. Это как раз та область, где мы можем взять пример с активистов защиты прав секс-меньшинств, которые были измазаны "странными" ("queer") только для того, чтобы впоследствии этот термин был использован ими как основание для гордости.

Во-вторых, и что более важно, коль Маркс сотоварищи, чьи воплощенные идеи принесли человечеству столько страданий, голода и рабства, позиционируют себя, в качестве противников капитализма, то мы должны лишь радоваться, что можем пользоваться этим термином.

Социалисты всех мастей утверждают, что, мол, социализм в чистом виде никогда не был воплощен, а некоторые из них добавляют, что мол, мы, рыночные радикалы, находимся не в лучшем положении. Однако в отличие от "настоящего социализма", невозможность которого в полном объеме продемонстрировал Мизес, капитализм просто есть, есть везде и там, где его оставляют в покое. Это тот самый рынок, но являющийся свободным.

Независимо от того, как мы определяем его с точки зрения окормления масс и поддержания общественного устройства, я готов принять недостатки капитализма в обмен на недостатки социализма. Я принимаю государственный капитализм, коррумпированный капитализм, корпоративный капитализм и отвергаю государственный социализм, демократический социализм или национал-социализм.

Но мы и не обязаны делать подобного рода выбор. Потому что сопротивление государственному капитализму есть суть капитализма, потому что сопротивление государственной религии есть долг того, кто верует, потому что выступление против государственных школ, есть долг того, кто выступает за просвещение, потому что неприятие государственного права есть кредо тех, кто является сторонником права естественного и мирного общественного порядка.

Капиталистическая часть государственного капитализма это та его часть, которая реально работает. Плоды капитализма могут быть использованы во зло и можно быть уверенным, что государство их использует именно в таком направлении. Например, зло ВПК вытекает из того, что вооруженные силы государства откармливаются на убой продукцией полукапиталистических бизнесов. Здесь недостатком капитализма является то, что государство становится в абсолютном выражении более богатым, нежели при любой другой системе. Истина в том, что полностью социалистическая военщина обладает куда меньшей эффективностью. Но это моральные и практические обвинения в адрес именно государства, а не в адрес капитализма.

Если это в самом деле аргумент в речах противников капитализма, то мы должны задать им вопрос - вы в самом деле за полное отделение капитализма и государства? Естественно, они с возмущением отвергнут такую перспективу. Для них проблемой является не государство, обладающее оружием в распоряжении военных и полиции. Они опасаются свободного предпринимательство и неравенства в доходах.

Перефразируя Менкена (Mencken) антикапитализм обнаруживает свое мурло тогда, когда возникает страх, что кто-то где-то разбогател. Наблюдая за государствами войны, антикапиталисты выступают против тех, кто делает деньги на милитаризме, однако они будут смущены тем фактом, что государство оказывается способным использовать систему прибыли только для монтажа машин для убийств. И что характерно, чаще они выступают не против самих войн, как способа получения прибыли, а против тех, кто получает прибыль от войны.

Некоторые слова и понятия, которые они выражают, кажутся довольно жесткими. С другой стороны многим циникам другие понятия кажутся слишком идеалистическими. Мир, любовь, свобода являются теми словами, которые складываются в плохой рэп, поскольку эти понятия как бы "витают в облаках" и не описывают действительность.

Но мы знаем, что в мире, где не все мирно, в мире, где любовь порою слишком трудно найти, а свобода всегда в опасности, все эти идеалы, когда им позволено расцветать, прокладывают путь к гармонии и изобилию.

То же самое верно и в отношении капитализма. Не позволяйте свои врагам хулить хорошее слово, обозначившее самую великолепную экономическую систему в истории рода человеческого.

--
Энтони Грегори (Anthony Gregory) живет в Окленде, Калифорния. Он является редактором Независимого Института (Independent Institute). См. его сайт, где можно найти больше статей и данных об авторе. Написать автору. См. архив более ранних статей Энтони Грегори. Более ранняя версия этой статьи первоначально опубликована на LewRockwell.com, 29 июля 2011 года. Вы можете подписаться на следующие статьи Энтони через RSS feed.
--

Мультик по теме на закуску :)
Я выбираю Свободу (1948, Make mine freedom)


Ролик взят здесь: http://libertarianstvo.livejournal.com/
--

Статьи блога по теме:



0 коммент.:

Отправить комментарий